ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЛЯ ТУРИСТОВ

Отношения между туристской компанией и туристом регулируются Федеральным законодательством, в частности, Законом "Об основах туристской деятельности в РФ" и Законом РФ "О защите прав потребителей".

Оформляя договор с турфирмой, помните:

1. Гражданское законодательство, регулирующее правоотношения, возникающие из договорных обязательств, основывается на признании равенства участников сделки и свободы заключения договора, граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора (ст.1 ГК РФ), поэтому:

· заключая договор с турфирмой, внимательно ознакомьтесь с его условиями: Ваша подпись означает, что Вы ознакомились и согласились с положениями договора;

· помните, что основа российской экономики - рыночные отношения, а, подписав договор, Вы одновременно согласились с его ценой (стоимостью туруслуг); соответственно, узнав, что точно такой же тур можно приобрести в другой компании за более низкую стоимость, Вы не можете требовать от турфирмы снижения цены заключенного договора: условия договора определяются по усмотрению сторон (ст.421 ГК РФ);

2. Обратите внимание на стоимость тура: действующее законодательство позволяет туристским компаниям устанавливать твердую и приблизительную цену тура (ст.33 Закона "О защите прав потребителей"):

· На оказание услуги, предусмотренной договором, может быть составлена твердая или приблизительная смета;

· Исполнитель не вправе требовать увеличения твердой сметы, а потребитель (Заказчик) - ее уменьшения;

3. Выдача визового разрешения на въезд / транзит находится в исключительной компетенции посольств иностранных государств:

· туристская компания не может быть ответственной за изменения условий / сроков оформления въездных документов, а также за отказ соответствующих органов в выдаче визы туристу со стороны расположенных на территории России консульских, иммиграционных, таможенных служб иностранных государств;

· Посольства вправе отказывать во въезде в страну без объяснения причин отказа, а также давать разъяснения к законодательству представляемого государства (ст.44 Венской конвенции о консульских сношениях от 24-04-1963 г.);

4. Ваше поведение:

· туристы обязаны соблюдать законодательство государства временного пребывания, уважать обычаи, традиции, соблюдать во время путешествия правила личной безопасности (ст.7 Закона "Об основах туристской деятельности в РФ"),

· туристы не должны допускать никаких преступных деяний или действий, которые могут рассматриваться как преступные по законам посещаемой страны, а также поведения, которое может представляться вызывающим или даже оскорбительным для местного населения (п.5 ст.1 Глобального Этического Кодекса Туризма), например, в мусульманских странах нежелательно появление женщины на улице в очень открытых костюмах (шорты, майки);

· туристы обязаны соблюдать во время путешествия правила личной безопасности (Закон "Об основах туристской деятельности в РФ"), туристы должны осознавать риски для здоровья и безопасности, которые неизбежно связаны с выездами за пределы своей обычной среды, и вести себя таким образом, чтобы свести эти риски к минимуму (п.6. ст.1 Глобального Этического Кодекса Туризма), в частности, следить (как и везде) за своими личными вещами, не оставлять их без присмотра;

5. Изменения в программе тура: Закон "О защите прав потребителей" при обнаружении недостатков в оказанной услуге позволяет туристу по своему выбору потребовать:

· безвозмездного устранения недостатков;

· соответствующего уменьшения цены услуги;

· возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами,

однако, учитывая специфику правоотношений в туризме (оказание туристских услуг происходит без непосредственного участия турфирмы, с которой турист заключал договор), действует порядок принятия или непринятия услуги (п.3. ст.29 Закона "О защите прав потребителей"), т.е.:

    * если клиент принял услугу (воспользовался ею), то в дальнейшем теряет право на компенсацию относительно ранее заказанной услуги;

    * при несогласии клиента о замене услуги, он вправе отказаться от нее, в этом случае он сохраняет право на получение компенсации за недополученную услугу по возвращении домой.

6. Ваши претензии должны быть обоснованными (объективными и документально подтвержденными):

· турфирмы не могут отвечать за изменение погодных условий, т.к. они не являются условием договора о туристическом обслуживании,

· Ваша субъективная оценка "мне не понравилось" не может быть предметом претензии, т.к. турфирма в соответствии с условиями договора оказывает комплекс услуг по проезду, размещению, питанию и прочее; По аналогии: Вам не понравился спектакль в театре или футбольный матч проходил на открытом стадионе, что создавало ряд неудобств для болельщиков…;

· предметом претензии может быть неоказание части услуг или несоответствие заказанной и оказанной услуги, при этом необходимо наличие доказательств (отметка в билете, протокол из отеля, протокол от принимающей стороны гида, фотографии и т.п.),

· претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту (на усмотрение туриста) в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора, турфирма обязана рассмотреть претензию в течение 10 дней после ее получения (ст.10 Закона "Об основах туристской деятельности в РФ");

7. Отказ от поездки:

· если Вы по каким-либо причинам решили отказаться от поездки, то сделайте это как можно быстрее, т.к. величина штрафных санкций за одностороннее расторжение договора (ст.782 ГК РФ) зависит от срока, за который Вы предупредите Исполнителя договора;

· отказ от поездки по причине объявления чрезвычайного положения в месте, которое Вы намеревались посетить, также повлечет за собой штрафные санкции, т.к. ни одна из сторон не несет ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договора при наступлении обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), и риск убытков несет собственник;

· для предотвращения риска убытков в случае расторжения договора, рекомендуем страховаться "от невозможности совершить поездку" (в частности, страховым случаем может быть предусмотрен отказ в визе, невозможность совершения путешествия по причине болезни близких родственников и пр.)